Внутренний Критик
Многим из нас бывает как минимум неприятно, когда нас начинают обесценивать, высмеивать, навешивать ярлыки, особенно если это делают значимые для нас люди. Возможно, мы даже расстроимся или возмутимся и попытаемся защитить себя от нападок. И это нормально. Но когда подобными словами, оскорблениями, эпитетами человек награждает себя сам, он может считать это совершенно естественным и подходящим к себе отношением.
Так действует наш Внутренний Критик. И, если самоуничижение становится нормой повседневной жизни, то можно говорить о том, что этот самый Критик чрезмерно требовательный и властный.
В Транзактном анализе такая часть личности называется Негативным Критикующим Родителем. Формирование этой части происходит в детстве под влиянием тех людей, которые окружают ребенка – значимых взрослых. Ребенок смотрит на себя глазами родителей, и этот взгляд ложится в основу самооценки: какой я, на что я годен, чего я достоин? Когда ребенок взрослеет, он продолжает говорить себе нечто похожее на то, что он слышал в детстве.
Выявление и трансформация Внутреннего Критика.
1.Сосредоточьтесь на тех желаниях, на тех делах, которые вам хотелось бы осуществить. Обратите внимание, чтобы среди них не было долженствований. Теперь представьте, как вы реализуете свои желания.
2.Позвольте возникнуть образу того, кто строит вам барьеры и преграды: высмеивает, критикует, обесценивает. Наблюдайте за своими чувствами и телесными ощущениями. Рассмотрите, как он выглядит, используйте для описания как можно больше деталей: выражение лица, поза, возраст, рост, одежда, и т.д.
3.Нарисуйте того, кого вы увидели. Дайте ему имя, которое наиболее точно будет отражать его сущность. Например, Вездесущий Цербер, Длинноносая Шапокляк, Жестокий Преследователь.
4.Посмотрите на рисунок, прислушайтесь:
-что он говорит? Возможно, дает указания… Запишите их.
-каким голосом он говорит, каким тоном?
-чего он хочет от вас?
-что вы чувствуете по отношению к нему и он – к вам?
5.Отождествитесь с Критиком. Приведите аргументы в пользу того, зачем вы нужны, чем вы важны, полезны для целостной личности, что будет без вас, без вашего влияния, от чего вы ее защищаете? Выйдя из образа, запишите ценные стороны Критика.
6.В диалоге с Критиком:
— обозначьте шаги, направленные на сохранение ценных и уменьшение негативных качеств, которые приносят больше вреда, чем пользы,
— выявите насущные потребности Критика, позаботьтесь об их удовлетворении.
7.Наблюдайте за тем, как трансформируется Критик, отмечайте все детали (тоже можно сделать рисунок). Дайте ему новое имя. Ответьте на вопрос: Как новые качества Критика помогают решить задачи, которые вы обозначили в п.1?
8.Отмечайте, какой новый опыт в реальной жизни вы получаете через взаимодействие с трансформированным Критиком, как происходит дальнейшая трансформация. Как меняются ваши чувства к критику.
Вместо рисунков можно использовать метафорические карты. Например, Персона, Персонита.
Так действует наш Внутренний Критик. И, если самоуничижение становится нормой повседневной жизни, то можно говорить о том, что этот самый Критик чрезмерно требовательный и властный.
В Транзактном анализе такая часть личности называется Негативным Критикующим Родителем. Формирование этой части происходит в детстве под влиянием тех людей, которые окружают ребенка – значимых взрослых. Ребенок смотрит на себя глазами родителей, и этот взгляд ложится в основу самооценки: какой я, на что я годен, чего я достоин? Когда ребенок взрослеет, он продолжает говорить себе нечто похожее на то, что он слышал в детстве.
Выявление и трансформация Внутреннего Критика.
1.Сосредоточьтесь на тех желаниях, на тех делах, которые вам хотелось бы осуществить. Обратите внимание, чтобы среди них не было долженствований. Теперь представьте, как вы реализуете свои желания.
2.Позвольте возникнуть образу того, кто строит вам барьеры и преграды: высмеивает, критикует, обесценивает. Наблюдайте за своими чувствами и телесными ощущениями. Рассмотрите, как он выглядит, используйте для описания как можно больше деталей: выражение лица, поза, возраст, рост, одежда, и т.д.
3.Нарисуйте того, кого вы увидели. Дайте ему имя, которое наиболее точно будет отражать его сущность. Например, Вездесущий Цербер, Длинноносая Шапокляк, Жестокий Преследователь.
4.Посмотрите на рисунок, прислушайтесь:
-что он говорит? Возможно, дает указания… Запишите их.
-каким голосом он говорит, каким тоном?
-чего он хочет от вас?
-что вы чувствуете по отношению к нему и он – к вам?
5.Отождествитесь с Критиком. Приведите аргументы в пользу того, зачем вы нужны, чем вы важны, полезны для целостной личности, что будет без вас, без вашего влияния, от чего вы ее защищаете? Выйдя из образа, запишите ценные стороны Критика.
6.В диалоге с Критиком:
— обозначьте шаги, направленные на сохранение ценных и уменьшение негативных качеств, которые приносят больше вреда, чем пользы,
— выявите насущные потребности Критика, позаботьтесь об их удовлетворении.
7.Наблюдайте за тем, как трансформируется Критик, отмечайте все детали (тоже можно сделать рисунок). Дайте ему новое имя. Ответьте на вопрос: Как новые качества Критика помогают решить задачи, которые вы обозначили в п.1?
8.Отмечайте, какой новый опыт в реальной жизни вы получаете через взаимодействие с трансформированным Критиком, как происходит дальнейшая трансформация. Как меняются ваши чувства к критику.
Вместо рисунков можно использовать метафорические карты. Например, Персона, Персонита.